http://voyager.in.chv.ua
PortfolioCarpathiansArticlesMiscForum
Left

Методика оценки категории сложности/трудности горных вершин/перевалов в альпинизме и горном туризме

Vladimir Zenko / voyager.cv Vladimir Zenko / voyager.cv

Методики оценки категории сложности вершин в альпинизме и категории трудности перевалов в горном туризме не являются идентичными.

В альпинизме принято использовать понятие категории сложности, а в горном туризме - категории трудности.

Cat_of_Diff


Характеристики альпинистских маршрутов согласно категориям сложности:

(на основе документа "Альпинизм. Правила восхождений" от 3 февраля 2001 года (протокол №1, п.3), Федерация Альпинизма и Скалолазания Украины)

  • к.с. - для движения и сохранения равновесия иногда необходима помощь рук. Многочисленные (преимущественно большие) зацепы и выступы при сильно пересечённом рельефе местности, часто опасном. Для прохождения необходимы уверенность и отсутствие боязни высоты.
  • к.с. 2 (А/Б) - сохранение равновесия и движение невозможны без помощи рук. Малоопытные альпинисты ходят только с верёвкой, особенно на участках, где вероятность срыва очень велика. Одновременное движение связки альпинистов на короткой верёвке - только для опытных.
  • к.с. 3 (А/Б) - верхняя граница для альпинистов, которые ходят в горы "просто отдохнуть" (от случая к случаю). Зацепы относительно небольшие, размещены далеко друг от друга. Даже для опытных альпинистов здесь начинаются трудности. Одновременное движение альпинистов в связке невозможно, необходима попеременная страховка.
  • к.с. 4 (А/Б) - попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Только для опытных альпинистов, практикующих регулярные тренировки. Спортивное свободное лазание по крутым скалам, требующее высокого уровня подготовки.
  • к.с. 5 (А/Б) - очень сложные маршруты.
  • к.с. 6 (А/Б) - наиболее сложные маршруты, которые проходятся на пределе человеческих возможностей.

  • Классы соревнований по альпинизму:

    (на основе документа "Правила проведения соревнований по альпинизму", 2001-2004, Федерация Альпинизма и Скалолазания Украины)

  • класс "Малые горы" - маршруты на вершины высотой до 2500 метров над уровнем моря;
  • скальный класс - скальные маршруты (скалолазание) на вершины высотой от 2501 до 4500 м;
  • технический класс - технически сложные маршруты на вершины высотой от 4501 до 6500 м;
  • высотный класс - маршруты на вершины высотой более 6500 метров;
  • класс траверсов - маршруты прохождения (траверсы) нескольких вершин горного хребта (подразумевается прохождение от предыдущей вершины к следующей вершине по гребню или другой линии этого хребта), высота вершин оговаривается в положении про соревнования;
  • класс зимний - маршруты, по которым идут в зимний сезон года, что подразумевает повышенную сложность, высота вершин оговаривается в положении про соревнования;
  • класс ледовый - ну вы поняли (высота вершин оговаривается в положении про соревнования).
  • (Категории сложности маршрутов в зимнем классе принято дополнительно обозначать первой буквой слова "зимний", например - маршрут к.с. з , з , з и т.д.)

    (Допускается изменение высотных границ классов в пределах +/-300 метров).


    Альпинистские маршруты разделяют на:

  • скальные;
  • снежно-ледовые;
  • комбинированные (скально-снежно-ледовые).

  • Методика оценки категории сложности вершин в альпинизме:

    Категория сложности альпинистского маршрута определяется совокупностью участков тех или иных категорий трудности на этом маршруте.

    Категории трудности участков:

  • участок нулевой (0) категории трудности ("очень легко");
  • - снежно-ледовые, скальные склоны и гребни крутизной до 10-20°;

    - участки проходятся одновременным движением всей туристической группы.

  • участок первой (I) категории трудности ("легко");
  • - снежно-ледовые участки крутизной 15-30°, некрутые скалы;

    - участки проходятся одновременным движением всей туристической группы, с использованием рук для поддержания равновесия.

  • участок второй (II) категории трудности ("простая трудность");
  • - снежно-ледовые участки крутизной 25-30°, некрутые скалы;

    - участки проходятся попеременно, а опытными альпинистами - одновременно, с использованием рук для поддержания равновесия.

  • участок третьей (III) категории трудности ("средняя трудность");
  • - снежно-ледовые участки крутизной 30-45°, крутые скалы с многочисленными зацепами и выступами или пологие, но гладкие скалы;

    - скальные участки проходятся "свободным лазанием", с основной нагрузкой на ноги и рюкзаком на плечах; снежно-ледовые участки проходятся техникой в "три такта" или на "кошках".

  • участок четвёртой (IV) категории трудности ("выше средней трудности");
  • - снежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной 40-55°, крутые скалы с немногочисленными зацепами и выступами;

    - скальные участки проходятся "свободным лазанием", прохождение с рюкзаком на плечах возможно, но сильно затруднено; снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях "кошек".

  • участок пятой (V) категории трудности ("трудно");
  • - снежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной более 45°, крутые скалы с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами;

    - скальные участки проходятся "свободным лазанием" или с постановкой искусственных точек опоры (ИТО), прохождение с тяжёлым рюкзаком на плечах невозможно; снежно-ледовые участки проходятся на передних зубьях "кошек", но в основном - с постановкой ИТО.

  • участок шестой (VI) категории трудности ("очень трудно");
  • - скальные отвесные (вертикальные) стены и нависания с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами;

    - прохождение участков требует усилий на пределе возможностей человека.

    Переопределение трудности участков в зависимости от их высоты расположения:

    Cat_of_Diff

    Категории сложности альпинистских маршрутов:

  • к.с. - маршруты Н/К (некатегорийные).
  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 500 до 5000 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 500 м, средняя крутизна - 10-25°; продолжительность прохождения маршрута - от 90 минут до 8 часов; возможно потребуется постановка точек страховки.
  • - основу составляют участки нулевой (0) категории трудности.

    - необходимо наличие участка I к.т. (скального: 20-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков II к.т. (каждый - 3-15 м скального или 30-40 м ледово-снежного характера).

    Траверс к.с. 1Б должен соответствовать требованиям к маршруту к.с. 1Б.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°; продолжительность прохождения маршрута - от 2 до 10 часов; возможно потребуется постановка точек страховки.
  • - основу составляют участки нулевой (0) к.т. и участки I к.т.

    - необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м).

    Траверс к.с. 2А должен включать не менее двух маршрутов к.с. 1Б.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 550 м, средняя крутизна - 15-30°; продолжительность прохождения маршрута - от 2 до 10 часов; требуется постановка до трёх точек страховки, но не обязательно.
  • - основу составляют участки нулевой (0) к.т. и участки I к.т.

    - необходимо наличие участка II к.т. (скального: 15-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков III к.т. (каждый - 3-10 м скального или 20-50 м ледово-снежного характера).

    Траверс к.с. 2Б должен включать не менее двух маршрутов к.с. 2А, маршруты к.с. 1Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°; продолжительность прохождения маршрута - от 3 до 10 часов; требуется постановка до трёх точек страховки в большинстве случаев, возможна необходимость организации спуска по верёвке.
  • - основу составляют участки I и II к.т.

    - необходимо наличие участка III к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 50-200 м).

    Траверс к.с. 3А должен включать не менее двух маршрутов к.с. 2Б, маршруты к.с. 1Б и 2А в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 600 м, средняя крутизна - 20-40°; продолжительность прохождения маршрута - от 3 до 10 часов; требуется постановка 2-6 точек страховки в большинстве случаев, спуск по верёвке.
  • - основу составляют участки I и II к.т.

    - необходимо наличие участка III к.т. (скального: 20-30 м, или ледово-снежного: 100-300 м) или наличие нескольких участков IV к.т. (каждый - 3-15 м скального или 50-100 м ледово-снежного характера).

    Траверс к.с. 3Б должен включать не менее двух маршрутов к.с. 3А, может включать маршруты к.с. от 1Б до 2Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°; продолжительность прохождения маршрута - от 5 часов и более, возможно потребуется организация ночлега на маршруте; требуется постановка 10-15 точек страховки или более, спуск по верёвке.
  • - основу составляют участки II и III к.т.

    - необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 20-50 м, или ледово-снежного: 50-200 м).

    Траверс к.с. 4А должен включать не менее трёх маршрутов к.с. 3Б или не менее пяти маршрутов к.с. 3А (или: при одном маршруте к.с. 3Б - не менее четырёх маршрутов к.с. 3А, при двух маршрутах к.с. 3Б - не менее одного маршрута к.с. 3А), маршруты к.с. от 1Б до 2Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 650 м, средняя крутизна - 30-50°; продолжительность прохождения маршрута - от 6 часов и более, в большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте; требуется постановка 10-20 точек страховки или более, спуск по верёвке.
  • - основу составляют участки II и III к.т.

    - необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 40-80 м, или ледово-снежного: 200-400 м) или наличие нескольких участков V к.т. (каждый - 3-15 м скального или 50-150 м ледово-снежного характера).

    Траверс к.с. 4Б должен включать не менее двух маршрутов к.с. 4А, маршруты к.с. от 1Б до 3Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 700 м, средняя крутизна - 40-60°; продолжительность прохождения маршрута - от 6 часов и более, в большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте; требуется постановка 15-20 точек страховки или более, спуск по верёвке.
  • - основу составляют участки III и IV к.т.

    - необходимо наличие участка V к.т. (скального: 10-40 м, или ледово-снежного: 100-400 м).

    Траверс к.с. 5А должен включать не менее одного маршрута к.с. 4Б и 4А, маршруты к.с. от 1Б до 3Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 750 м, средняя крутизна - 45-70°; продолжительность прохождения маршрута - от 8 часов и более, в большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте (обычно на неудобном для этого месте); требуется постановка 40-50 точек страховки или более, спуск только по верёвке.
  • - практически нет участков I и II к.т.

    - основу составляют участки III и IV к.т.

    - необходимо наличие участка V к.т. (скального: 50 м, или ледово-снежного: 300-500 м) или наличие нескольких участков VI к.т. (3-20 м каждый).

    Траверс к.с. 5Б должен включать не менее двух маршрутов к.с. 5А, маршруты к.с. от 1Б до 4Б в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 800 м, средняя крутизна - 65-75°; продолжительность прохождения маршрута - от трёх дней и более, требуется технически сложная организация ночлега на маршруте - одиночные сидячие и висячие (в гамаках) ночёвки; требуется постановка 100 точек страховки или более, спуск только по верёвке.
  • - практически нет участков I-III к.т.

    - основу составляют участки IV и V к.т.

    - необходимо наличие участков VI к.т. (каждый - 20-40 м или более), суммарной протяжённостью не менее 200 м.

    Траверс к.с. 6А должен включать не менее двух маршрутов к.с. 5Б, маршруты к.с. от 4А до 5А в неограниченном количестве.

  • к.с. - маршруты восхождений и траверсы скального/снежно-ледового или комбинированного характера, вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря; средняя протяжённость маршрута - 800 м, средняя крутизна - 70-80°; продолжительность прохождения маршрута - от трёх дней и более, требуется технически сложная организация ночлега на маршруте - в основном это висячие (в гамаках) ночёвки; требуется постановка 100 точек страховки или более, спуск только по верёвке.
  • - практически нет участков I-IV к.т.

    - основу составляют участки V и VI к.т.

    Траверс к.с. 6Б должен включать маршрут к.с. 6А.


    Требования к альпинистским маршрутам к.с. 5А-6Б, действующие в Украине:

    (из документа "Альпинизм. Правила восхождений" от 3 февраля 2001 года (протокол №1, п.3), Федерация Альпинизма и Скалолазания Украины)

  • КЛАСС "Малые горы" (до 2500 м):
  • к.с. 5А: скальный участок к.т. V/V+UIAA или к.т. A1 (a1)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 100 м;

    к.с. 5Б: скальный участок к.т. V+/VIUIAA или к.т. A1 (a1/a2)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 150 м;

    к.с. 6А: скальный участок к.т. VI/VIIUIAA или к.т. A1/A2 (a1-a3)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 200 м;

    к.с. 6Б: скальный участок к.т. VI+-IXUIAA или к.т. A2-A4 (a2/a3)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 200 м.

  • СКАЛЬНЫЙ КЛАСС (от 2501 до 4500 м):
  • к.с. 5А: скальный участок к.т. V/V+UIAA или к.т. A1 (a1)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 150 м;

    к.с. 5Б: скальный участок к.т. V+/VIUIAA или к.т. A1 (a1/a2)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 200 м;

    к.с. 6А: скальный участок к.т. VI/VIIUIAA или к.т. A1/A2 (a1-a3)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 300 м;

    к.с. 6Б: скальный участок к.т. VI+-IXUIAA или к.т. A2-A4 (a2/a3)UIAA-AID, общая длина определяющих участков - не менее 500 м.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛАСС (от 4501 до 6500 м):
  • к.с. 5А: скальный участок к.т. VUIAA или к.т. A1 (a1)UIAA-AID, лёд - 60°, общая длина определяющих участков - не менее 200 м;

    к.с. 5Б: скальный участок к.т. V+/VIUIAA или к.т. A1 (a1/a2)UIAA-AID, лёд - 65°, общая длина определяющих участков - не менее 300 м;

    к.с. 6А: скальный участок к.т. VI/VI+UIAA или к.т. A1/A2 (a1-a3)UIAA-AID, лёд - 70°, общая длина определяющих участков - не менее 400 м;

    к.с. 6Б: скальный участок к.т. VI-VII+UIAA или к.т. A2-A4 (a2/a3)UIAA-AID, лёд - 80-90°, общая длина определяющих участков - не менее 700 м.

  • ВЫСОТНЫЙ КЛАСС (выше 6500 м):
  • к.с. 5А: скальный участок к.т. IVUIAA, лёд - 60°, снег - 50°, общая длина определяющих участков - не менее 300 м;

    к.с. 5Б: скальный участок к.т. VUIAA или к.т. A1 (a1)UIAA-AID, лёд - 65°, снег - 55°, общая длина определяющих участков - не менее 500 м;

    к.с. 6А: скальный участок к.т. V/VIUIAA или к.т. A1/A2 (a1/a2)UIAA-AID, лёд - 70°, снег - 60°, общая длина определяющих участков - не менее 700 м;

    к.с. 6Б: скальный участок к.т. VIUIAA или к.т. A1/A2 (a1-a3)UIAA-AID, лёд - 75°, снег - 65°, общая длина определяющих участков - не менее 1000 м.

    (Под общей длиной определяющих участков подразумевается сумма длин всех определяющих участков в их любой допустимой комбинации: снег, лёд, скалы).

    (Для ледовых и снежных участков указана минимальная крутизна; условие "снег - 65°" следует понимать как снежный участок, крутизной не менее 65°).


    Warning!

    Условие "необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м)" следует понимать как участок II к.т., протяжённостью 5-20 метров для скального рельефа, или 80 метров ледового склона, или 100 метров снежного.

    Поход на вершину горы состоит из пути подъёма (восхождения) к вершине и пути спуска с неё. При оценке категории сложности маршрута восхождения учитывается только путь подъёма на вершину, а последующий спуск с этой вершины игнорируется (но должен быть указан в отчёте).

    Категория сложности в альпинизме может быть присвоена траверсу не менее двух вершин горного хребта, при этом спуск с предыдущей вершины должен происходить в направлении следующей, но не по пути подъёма, а спуск с последней вершины не учитывается.


    Определение категории трудности скального участка маршрута по методике UIAA (союз международных альпинистских ассоциаций):

    (для техники свободного лазания - движение только по естественным опорам скального рельефа)

    (на основе документа "Альпинизм. Правила восхождений" от 3 февраля 2001 года (протокол №1, п.3), Федерация Альпинизма и Скалолазания Украины)

    1 к.т. (I) - "очень легко". Надёжные опоры для ног, простая техника передвижения, удерживать равновесие несложно, усилия для передвижения невелики.

    2 к.т. (II) - "легко". Приёмы передвижения разнообразны, для поддержания равновесия требуется ледоруб, усилия для передвижения большие.

    3 к.т. (III) - "средняя трудность". При неограниченном выборе опор - некоторые неудобны/ненадёжны, передвижение выполняется с удержанием равновесия руками.

    4 к.т. (IV) - "трудно". Выбор опор и приёмов техники передвижения ограничен. Движение и сохранение равновесия выполняются со значительными усилиями.

    5 к.т. (V) - "очень трудно". Опор мало, встречаются ненадёжные. Сохранение равновесия и передвижение требуют больших усилий и ловкости.

    6 к.т. (VI) - "чрезвычайно трудно". Опор очень мало, передвижение и сохранение равновесия требуют ловкости и больших усилий, иногда - на пределе возможного.

    7 к.т. (VII) - "предельно трудно". Передвижение и сохранение равновесия требуют усилий на пределе возможностей человека.

    8 к.т. (VIII) - "предельно трудно для лучших". Маршрут могут пройти только самые подготовленные альпинисты.

    9-10 к.т. (IX-X) - "запредельно трудно". Маршрут могут пройти только некоторые из лучших альпинистов, в идеальных условиях для прохождения.

    11 к.т. (XI) - "максимально трудно". Экстремально лютый пиз*ец. Маршрут могут пройти только элитарные альпинисты.


    Определение категории трудности скального участка маршрута по методике UIAA-AID, а также трудности организации на нём страховки:

    (для техники прохождения с использованием AID/ИТО - движение по искусственным точкам опоры (ИТО) на рельефе)

    (под ИТО подразумевается любая точка страховки, которую можно использовать для прохождения рельефа путём переноса на неё веса своего тела)

    (на основе документа "Альпинизм. Правила восхождений" от 3 февраля 2001 года (протокол №1, п.3), Федерация Альпинизма и Скалолазания Украины)

    A0 - точки надёжны; небольшое количество крючьев/закладок используется как опора, лесенки не требуются.

    A1 - точки надёжны (способны выдерживать глубокий срыв); переход с одной ИТО на другую ИТО и сохранение равновесия не представляют трудностей.

    A2 - точки не очень надёжны (способны удержать неглубокий срыв); крючья/закладки в неудобных местах, забиты/вставлены ненадлежащим образом, сохранять равновесие сложно.

    A3 - ненадёжные точки, выдерживают вес одного человека с малым запасом прочности; много ИТО, прохождение нависаний.

    A4 - точки очень ненадёжны, выдерживают только вес одного человека (могут его не удержать); сложная работа с ИТО, прохождение нависаний.

    Если передвижение по участку маршрута выполняется с использованием готовых (ранее забитых крючьев), то такой участок обозначается а0 - а4 или а0e - а2e (для шлямбуров).

    Mountaineering

    Методика оценки категории трудности перевалов в горном туризме:

    (на основе документа "Методика определения категорий сложности маршрутов горных походов" от 8 декабря 2001 года (протокол №2, п.5, часть №3), Федерация Спортивного Туризма Украины)

    (по "Рекомендуемой методике оценки трудности перевалов", от мастеров спорта СССР: Ю.В. Гранилыщикова, Б.Е. Тельфгата, В.М. Рязанского)

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком ледового (крутизной 5-15°), осыпного/скального/снежного (20-30°) или травянистого (более 45°) характера; продолжительность прохождения перевала - несколько часов; может потребоваться постановка одной точки страховки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 1А.

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 1А:

    ходовое время - 4-8 ч.

    время движения с взаимной страховкой - 0 часов.

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком осыпного/скального/снежного/ледового характера; крутизна определяющего участка склона - 20-45°; продолжительность прохождения перевала - не более 12 часов; требуется постановка до 5 точек страховки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 1Б (осыпного/скального/ледового: до 40 м, или снежного: до 50 м).

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 1Б:

    ходовое время - 4-10 ч.

    время движения с взаимной страховкой - 1-4 ч.

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком скального/снежного/ледового характера; крутизна определяющего участка склона - 20-45°; продолжительность прохождения перевала - не более 24 часов; требуется постановка 5-10 точек страховки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 2А (скального/ледового: до 80 м, или снежного: до 100 м).

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 2А:

    ходовое время - 6-10 ч.

    время движения с взаимной страховкой - 3-6 ч.

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком скального/снежного/ледового характера; крутизна определяющего участка склона - более 45° (возможны стены, до 15 м); продолжительность прохождения перевала - не менее 24 часов; требуется постановка 5-20 точек страховки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 2Б (до 200 м, рекомендованные длины - скального/ледового: до 100 м, снежного: до 150 м).

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 2Б:

    ходовое время - 8-16 ч.

    время движения с взаимной страховкой - 5-10 ч.

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком скального/снежного/ледового характера; крутизна определяющего участка склона - 45-65° (стены, протяжённостью до 100 м); продолжительность прохождения перевала - до 48 часов; требуется постановка 10-40 точек страховки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 3А (скального/ледового: до 200 м, или снежного: до 500 м; рекомендовано для снежного - до 300 м).

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 3А:

    ходовое время - 10-20 ч.

    время движения с взаимной страховкой - 8-16 ч.

  • к.т. - маршрут прохождения перевала с определяющим участком скального/снежного/ледового характера; крутизна определяющего участка склона - 45-65° (стены от 65° и круче, протяжённостью более 100 м); продолжительность прохождения перевала - не менее 48 часов; требуется постановка более 30 точек страховки, возможно потребуется технически сложная организация ночлега на маршруте - сидячие/висячие ночёвки.
  • - необходимо наличие определяющего участка к.т. 3Б (скального/ледового или снежного: более 500 м).

    Рекомендации по оценке горного перевала как ЛП к.т. 3Б:

    ходовое время - 20+ часов.

    время движения с взаимной страховкой - 16+ часов.

    Warning!

    Под понятием "перевал" в горном туризме подразумевается место пересечения хребта или его отрога на пути из одной долины в другую.

    Прохождение горного перевала является траверсом перевальной точки, которая представляет собой место пересечения гребня хребта маршрутом прохождения перевала, в этой точке заканчивается подъём по склону на гребень хребта и начинается спуск по противоположному склону.

    Перевалом принято называть место пересечения горного хребта через седловину (понижение) между двумя его вершинами, при этом траверс горной вершины может рассматриваться и быть классифицирован согласно соответствующей методике как прохождение горного перевала, перевальной точкой которого является вершина горы.

    Категория трудности горного перевала может изменяться в зависимости от направления его прохождения, она характеризуется технической трудностью преодоления склона на этапе подъёма и склона, по которому осуществляется спуск. При оценке подъёмного склона в качестве спускового, рекомендуется понижать категорию трудности этого склона на пол категории (иными словами: если склон, по которому набирается высота, имеет категорию трудности 2А, то спуск по этому склону необходимо рассматривать как 1Б).

    Наличие потенциальных опасностей на склоне перевала (лавиноопасных участков, камнепадов) никак не влияет на категорию трудности этого перевала.

    Категория трудности перевалов может изменяться на пол категории в зависимости от условий. Такие перевалы обозначаются "звёздочкой", например - перевал к.т. 2А* (это означает, что перевал может иметь к.т. 2А или 2Б). При прохождении перевала, его категория трудности должна быть однозначно определена согласно условиям.

    Время, которое отводится для прохождения перевала той или иной категории трудности, ориентировано на туристическую группу из 6-8 человек со средней подготовкой для преодоления рассматриваемого препятствия и относится именно к прохождению перевала, а не к прохождению только определяющего участка.

    Горные склоны следует рассматривать как пологие - от 5° и менее 20°, средней крутизны - 20-45°, крутые - более 45°; стены - 60° и более.


    --- 28.09.2011 - 03.08.2017 ---

    Danger!

    Альпинизм, горный и пешеходный туризм являются экстремальными видами деятельности и представляют опасность для жизни. Ошибки при работе со снаряжением, несоответствие ваших физических возможностей уровню сложности похода, неправильная оценка ситуации и принятие неверных решений могут привести к вашей гибели, а также к гибели других людей.


    Начиная с 13.09.2011, Вы посетитель №195915
    Эта страница сгенерирована за 0.002966 секунд
    Страница взята с сайта http://voyager.in.chv.ua/
    Copyright © Vladimir Zenko (voyager.cv), 2010-2017.

    Besucherzahler
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика