http://voyager.in.chv.ua
PortfolioCarpathiansArticlesMiscForum
Left

Философия туризма.

Philosophy of tourism

(На фото: Украинские Карпаты, январь 2010)

Туризм - понятие очень растяжимое, это факт, который оспорить сложно. Под туризмом можно понимать различные виды деятельности, направленные на достижение той или иной цели. Так или иначе, сам по себе туризм является занятием, в результате которого человек (турист) покидает свой уютный домик и отправляется на поиски приключений для своей задницы куда-нибудь ещё.

Всё многообразие определения туризма как рода деятельности можно свести к разделению на два вида этой самой деятельности:

1 - спортивный туризм;

2 - всё остальное.

Далее будем рассматривать только спортивный туризм - вид спорта, сутью которого являются (спортивные) походы, совершаемые по маршрутам в рамках того или иного вида спортивного туризма.

Итак, рассмотрим два вида спортивного туризма - пешеходный и горный туризм, а также смежный вид спорта - альпинизм. Между этими тремя самостоятельными видами спорта имеется тонкая связующая нить, заметив которую, у непосвящённого в мелкие детали человека начинает возникать лёгкий когнитивный диссонанс при определениях того или иного вида спорта, терминологии. Попробую рассказать доступным и понятным образом про эти три вида занятия, чтобы все имеющиеся у вас вопросы отвалились по ходу прочтения этой моей статьи.

Поскольку вас (меня) прежде всего интересуют Украинские Карпаты, то и рассказывать я буду про упомянутые два вида спортивного туризма и альпинизм на примере этих самых украинских гор.

Посмотрите на иллюстрацию ниже:

Philosophy of tourism

Высоту гор разделяют на три диапазона, а именно: низкогорье, среднегорье и высокогорье. Низкогорьем считается горный рельеф, который по высоте не превышает 1500 метров. Среднегорье лежит в пределах от 1501 метра до 3000 метров. Всё, что выше 3000 метров - высокогорье.

Самая высокая вершина Украинских Карпат (Говерла) достигает высоты в 2061 метр над уровнем моря. Это означает, что эти самые Украинские Карпаты лежат в диапазоне среднегорья, и никак иначе.


Начну, пожалуй, с альпинизма, поскольку здесь всё довольно таки однозначно и просто.

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Альпинизм - вид спортивной деятельности, целью которой является восхождение на горные вершины. Суть спортивности этого рода деятельности заключается в преодолении природных препятствий на пути к той или иной вершине горы. Как спорт, популярен только у суровых мужиков, считается суицидальным экстремальным видом спорта.

Под вершиной в альпинизме подразумевается изолированная возвышенность с перепадом высот не менее 200 метров. Те или иные маршруты к вершинам считаются (локальными) препятствиями той или иной категории сложности.

Категории сложности (локальных) препятствий в альпинизме можно представить так: н/к (1А)|, |, |, |, |, |.

Как определяются эти категории сложности можно почитать здесь.

Для того, чтобы получить то или иное категорийное (локальное) препятствие, необходимо соблюдение следующих условий: нахождение вершины горы в требуемом диапазоне высот и, собственно, сам рельеф местности, обеспечивающий необходимый уровень трудности передвижения туристов по нему.

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Украинские Карпаты предоставляют возможность ходить альпинистские маршруты, оцениваемые по сложности от з до з (зимние маршруты).


Теперь перейдём к пешеходному туризму.

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Под пешеходным туризмом подразумевается вид деятельности, в результате которой происходит пешее прохождение туристического маршрута, рассматриваемого в рамках этого вида туризма. Спортивность состоит в преодолении тех или иных природных препятствий, которые встречаются на пути туриста.

В пешеходном туризме есть локальные препятствия (ЛП) и протяжённые препятствия (ПП).

Локальными препятствиями (ЛП) в пешеходном туризме являются: переправа через реку, горный перевал, вершина горы, траверс гребня, каньон.

Протяжённые препятствия (ПП): растительный покров, болото, осыпь, песок, а также снежный, ледовый или водный участок.

Принципы определения категории сложности спортивных пешеходных походов - здесь.

Методика категорирования пешеходного маршрута является выраженно специфической, здесь учитываются те препятствия, которые в альпинизме или в горном туризме вообще никак не учитываются. Кстати, далее - про горный туризм, с последним всё довольно таки сложно...


Итак, горный туризм.

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Определение горного туризма можно дать следующее: пешеходный туризм с элементами альпинизма в условиях высокогорья. Туризм в условиях среднегорья и низкогорья является просто пешеходным, независимо от наличия или отсутствия в походе элементов альпинизма. Как видите, не всё здесь просто для понимания, ну а дальше - больше...

Пешеходный туризм охватывает рельефы местности, которые не выходят по высоте за рамку в три тысячи метров над уровнем моря - это среднегорье. Иными словами, поскольку Украинские Карпаты лежат в диапазоне высот, который определяется как среднегорье, то в этих самых Украинских Карпатах горного туризма просто нет и походы по Карпатам необходимо рассматривать только как занятие пешеходным туризмом. Но, не всё так просто...

Вообще, тема о том "есть ли в Украинских Карпатах горный туризм" в своё время вызвала много срача и так называемых холиваров, которые, кстати, ведутся и по сей день. Но, сначала более детально про сам горный туризм...

Philosophy of tourism

Поход в альпинизме подразумевает преодоление только одного (локального) препятствия, это является самодостаточным событием.

Маршрут похода в рамках альпинизма определяет собой локальное препятствие (ЛП), именуемое вершиной или траверсом горного хребта (выполняется траверс нескольких его вершин, рассматриваемых как одно составное препятствие; подразумевается прохождение от предыдущей вершины к следующей вершине по гребню или другой линии этого хребта).

Иными словами, ЛП определённой категории сложности в альпинизме является категорией сложности маршрута альпинистского похода на рассматриваемое ЛП.

В горном и пешеходном видах туризма сам по себе поход рассматривается как задача по преодолению определённого количества тех или иных препятствий, входящих в маршрут похода, а в соответствии с общепринятой методикой оценки такого похода ему может быть присвоена та или иная категория сложности.

Можно сказать, что туристический поход в рамках горного туризма состоит из занятий "альпинизмом" на маршруте этого похода. Здесь важно отметить, что в альпинизме, как самостоятельном виде спорта, локальным препятствием является восхождение на вершину горы или траверс нескольких вершин горного хребта, а в горном туризме локальное препятствие представлено горным перевалом и "горнотуристический альпинизм" подразумевает прохождение этого горного перевала (при этом, свойственные альпинизму горные вершины и траверсы хребтов в качестве локальных препятствий рассматриваются тоже).

В альпинизме приняты категории сложности (к.с.) препятствия, а в горном туризме - категории трудности (к.т.). Так принято их различать вовсе неспроста и принципиальное различие здесь основано на определении маршрута похода как такового.

Следует запомнить простое правило: "совокупность трудностей на маршруте похода определяет сложность этого похода". Так, например, альпинистский поход той или иной категории сложности можно представить следующим образом (см. рисунок ниже):

Philosophy of tourism

(Категория сложности маршрута восхождения на вершину E определяется наличием на этом маршруте участков тех или иных категорий трудности)

Горный поход той или иной категории сложности можно представить следующим образом (см. рисунок ниже):

Philosophy of tourism

(Категория сложности маршрута горного похода F определяется наличием на этом маршруте локальных препятствий тех или иных категорий трудности)

В пешеходном туризме, в отличие от горного туризма (рисунок выше), всё несколько сложнее - в "пешеходке" используется бальная система для определения категории сложности похода, но основная суть идеи аналогична горному туризму.

Категория трудности препятствия определяет необходимый для его безопасного преодоления квалификационный уровень подготовки туриста.

Категории трудности горных перевалов определяются в горном туризме по методике, о которой можно почитать здесь.

Принципы определения категории сложности спортивных горных походов - здесь.

Исходя из определения горного туризма, Украинские Карпаты нельзя считать пригодными для занятия этим видом спорта. Самим определением понятия отсекается всё, что ниже 3001 метра над уровнем моря.

Моё субъективное мнение таково - граница между пешеходным и горным туризмами определена, в общем-то, верно. Насколько я понимаю суть такого выбора, основной идеей ограничить горный туризм высокогорьем, наверное, являлось желание обеспечить этому самому туризму положение над так называемой снеговой линией - в зоне "вечного снега". Но, данное определение (высотной границы начала) горного туризма, если хотеть видеть его как основополагающее, исключает возможность рассматривать те или иные локальные препятствия не из зоны высокогорья для построения туристических маршрутов той или иной категории сложности в рамках горного туризма.

При формировании горного туризма как отдельного вида спорта (1949 год), видимо, такое жестокое жёсткое ограничение было казалось обоснованным. Интересно, что изначально в горном туризме запрещалось совершать по сути альпинистские выходы на вершины гор и траверсы хребтов, но потом ведь это таки разрешили делать (к этому моменту прошло сорок лет, да - долго соображали).

Основной логический аргумент с моей стороны я выдвигаю следующий: начиная с 500 метров высоты над уровнем моря уже начинается альпинизм (восхождение на горные вершины), ну а горный туризм представляет собой, по своей сути, пешеходный туризм с элементами альпинизма. Исходя из этого, высотную границу горного туризма не следует воспринимать как первоопределяющий фактор, гораздо важнее, как на мой взгляд, углубиться в специфику рассматриваемого горного региона. Как вы, надеюсь, понимаете, здесь не всё настолько просто, как бы этого лично мне и многим другим людям хотелось.

Опыт, получаемый туристами в Украинских Карпатах на тех или иных категориях сложности "горных" походов, является в большей или меньшей мере сопоставимым с тем опытом, который туристы получают в высокогорных районах на соответствующих категориях сложности горных походов. С этим утверждением можно сколько угодно спорить, но: "Факты не перестают быть фактами, когда их игнорируют." - Олдос Хаксли (1894-1963, писатель).

Здесь есть один важный нюанс, ставший, кстати, поводом для всевозможных срачей и холиваров между так-сказать "туристами из среднегорья" и "туристами из высокогорья". Это на самом деле очень важно и понимание сути этого нюанса приводит к чёткому пониманию проблемы, которая разделяет туризм на (высоко)горный и "горный" (не в высокогорье). Всё дело в том, что нельзя просто поставить знак равенства между перевалом из среднегорья и перевалом из высокогорья. В этом и заключён весь философский смысл такого понятия как "категория трудности" и весьма спорный (как на мой взгляд) однозначный принцип отделения горного туризма от пешеходного.

Проблема заключается в высоте расположения перевалов. Чем больше высота, тем труднее преодолевать препятствие, появляются дополнительные нюансы, которые на меньших высотах не присутствуют вообще или присутствуют менее выраженно. Из-за различия в расположении по высоте и сопутствующих этому нюансов, перевал той или иной категории трудности в среднегорье не является эквивалентом перевалу аналогичной категории трудности в высокогорье. Это нужно понимать.

Но, при всём этом, именно постановка знака равенства между походами в среднегорье и высокогорье является предметом споров людей, которые хотят уравнять, скажем, "горные" походы первой категории сложности в Украинских Карпатах с горными походами первой категории сложности в высокогорье.

Просто поставить знак равенства здесь ни в коем случае нельзя, потому что горный перевал из высокогорья труднее горного перевала из среднегорья, из-за высоты и сопутствующих ей нюансов. Как на мой взгляд, спорить с этим глупо, но, ведь не просто так существует такое важное понятие как "высотный опыт" туриста и его обязательно нужно учитывать, а также не менее глупо утверждать, что нельзя по той или иной схеме сопоставлять походы из среднегорья с походами из высокогорья, принимать, так или иначе, первые во внимание, а вдвойне глупо - не называть туризмом горным походы в горной местности, имеющей категорийные перевалы той или иной категории трудности. Таково моё мнение.

Если подытожить, то вся идея сводится к тому, что туризм в горной местности среднегорья является таким же горным, как и туризм в условиях высокогорья, категории трудности перевалов из среднегорья и высокогорья можно сопоставлять между собой по определённой схеме, высотный опыт однозначно позволяет определить туризм как высокогорный или как горный туризм в среднегорье.

Похоже, что всё это понимает и Центральная маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Украины.

Philosophy of tourism

Скажу больше, в декабре 2006 года ЦМКК ФСТУ постановила решение о принятии в Украинских Карпатах маршрутов экспериментальных горных походов.


Нитки принятых маршрутов следующие:

Экспериментальные горные походы первой категории сложности.

Маршрут №1:

с.Нэгровэць - г.Нэгровэць (1707м) - хр.Пышконя - г.Ясновэць (1600м) - спуск в долину р.Сухар - подъём на г.Стрымба (1719м/) - спуск в долину р.Мокрянки - подъём вдоль р.Мокрянка на г.Попадья (1740м/) - хр.Горганы - пер.Русский - г.Берть (1666м) - спуск в долину ручья Яновэць - пгт. Усть-Чёрна, т/б "Ялынка". [100 км]

Philosophy of tourism

Маршрут №2:

с.Осмолода - г.Игровэць (1804м) - г.Сивуля (1818м) - пер.Легионов - г.Браткивська (1778м/) - г.Чёрна Клэва (1719м) - с.Быстрица - р.Довжинэць - г.Довбушанка (1754м/) - г.Синяк (1665м) - г.Хомяк (1542м) - с.Паляница - с.Яблоница - пгт.Ворохта. [105 км]

Philosophy of tourism

Экспериментальные горные походы второй категории сложности.

Маршрут №1:

г.Рахов - с.Выдрычка - подъём вдоль р.Павлик - г.Петрос (2020м/) - спуск вдоль ручья Лазещина до ур.Козмещик - подъём по ущ. на г.Говерла (2061м/) - спуск по Черногорскому хребту - г.Туркул (1938м) - спуск вдоль ручья Бутынец до его слияния с ручьём Бребенескул - подъём вдоль ручья Бребенескул на г.Гутин-Томнатик (2016м/) - хр.Черногора - г.Поп-Иван Черногорский (2020м) - г.Выход (1471м) - г.Стиг (1650м) - верховье р.Белая Тиса - с.Лугы. [107 км]

Philosophy of tourism

Маршрут №2:

с.Зелёное - оз.Шибэнэ - г.Поп-Иван Черногорский (2020 м/) - Черногорский хребет - г.Говерла (2061м/) - г.Петрос (2020м/) - с.Ясиня - г.Близница (1880м) - хр.Свидовец - г.Догяска (1761м/) - г.Унгоряска (1707м) - р.Турбат - г.Браткивська (1788м/) - пер.Легионов - г.Сивуля (1818м/) - г.Игровец (1804м) - с.Осмолода. [115 км]

Philosophy of tourism

Маршруты рассматриваются как горные только в период с 20 марта по 10 мая. В период с 15 ноября по 19 марта походы рассматриваются как походы в межсезонье, с повышенными требованиями (ЦМКК ФСТУ, от 16.12.2006).

Картографический материал для иллюстрации вышеуказанных маршрутов экспериментальных горных походов Украинскими Карпатами подготовлен мной лично, поэтому я заранее прошу извинения, если есть некоторые ошибки по графической интерпретации нитки того или иного маршрута.


26 июня 2010 года ЦМКК ФСТУ постановила:

- Утвердить список классифицированных препятствий (перевалов, вершин и траверсов) в Украинских Карпатах.

- Поручить ЦМКК (совместно с МКК по горному, пешеходному и лыжному видам спортивного туризма) провести паспортизацию указанных в списке классифицированных препятствий Украинских Карпат, материалы предоставлять на рассмотрение исполкома ФСТУ по мере их поступления.

- Разрешить ЦМКК только через себя проводить выпуск туристов в походы на маршруты с прохождением непаспортизированных препятствий, с целью сбора данных для их паспортизации.

(Постановление №10, президент ФСТУ: А.С. Матвиенко, текст постановления здесь приведён мной не в оригинальном виде)

Оригинал постановления №10 ЦМКК ФСТУ от 26 июня 2010 года можно почитать здесь.

Схемы и фотографии классифицированных препятствий из списка, вошедшего в постановление №10 ЦМКК ФСТУ от 26 июня 2010 года - здесь.


В 2010 году, на рассмотрение членам ЦМКК Федерации спортивного туризма Украины был подан список эталонных маршрутов I-II к.с. по Украинским Карпатам в рамках горного туризма.


Нитки маршрутов следующие:

Эталонные горные походы первой категории сложности.

Маршрут №1:

Philosophy of tourism

Маршрут №2:

Philosophy of tourism

Эталонные горные походы второй категории сложности.

Маршрут №1:

Philosophy of tourism

Маршрут №2:

Philosophy of tourism

Маршрут №3:

Philosophy of tourism

Маршрут №4:

Philosophy of tourism

Указанные выше нитки горнотуристических маршрутов I-II к.с. наглядно демонстрируют возможности Украинских Карпат.

Игнорировать возможности Карпат неразумно, их вообще следует воспринимать очень серьёзно. Показательным примером всей серьёзности может быть паспорт перевала "Рёбра" (1Б, 1993 м). Упомянутый горный перевал указан на иллюстрации ниже.

Philosophy of tourism

Перевал пройден 7 марта 2010 года, паспортизирован ЦМКК ФСТУ (декабрь 2010).

Для прохождения перевала "Рёбра" необходимо следующее снаряжение:

коллективное:

- две верёвки (10 мм) по 40 метров каждая;

- четыре снежных якоря;

- скальный молоток.

индивидуальное:

- страховочная система (обвязка);

- ледоруб;

- каска (на голову, если мозгов нет - не требуется);

- тормозное (спусковое) устройство;

- жумар;

- кошки и собаки.

Оригинальный паспорт перевала - здесь.


Теперь можно ознакомится с терминологией, используемой туристами. Это поможет вам понимать других людей, что, в общем то, немаловажно ;)

Philosophy of tourism

Далее я перечислю некоторые термины, попутно объясняя их значение. Итак, начали...

Бивуак - место ночлега туристов на природе; обычно, понятие подразумевает не только само место расположения, но и так называемое бивуачное снаряжение: палатка, карематы, спальные мешки, инструменты для заготовки дров, оборудование для приготовления и приёма пищи и т.д.

Разбить бивуак - фраза означает "установить бивуачное снаряжение на выбранном месте", а не то, о чём вы подумали - ничего разбивать не нужно :)

Установить бивуак - то же, что и "разбить". Ещё, вместо слова "бивуак" используют слово "лагерь": установить/разбить лагерь.

Дневка - самый важный день в походе, на протяжении которого никто никуда не идёт, потому что все пьяные валяются вокруг палатки. Важно знать, что количество дневок не должно превышать 20% от всех дней, затраченных на поход - в противном случае поход является некатегорийным. Обычно, на дневку становятся из-за непогоды.

Ходовой день - день в походе, на протяжении которого туристы продвигались по маршруту. Противоположное понятие относительно дневки.

Привал - кратковременная остановка на протяжении ходового дня, с целью отдохнуть и поесть. Привал разбивает ходовой день на переходы.

Переход - время, которое туристы шли на протяжении ходового дня от одного привала или бивуака до следующего привала или разбивки бивуака.

Нитка маршрута - маршрут похода (последовательность ориентиров на местности, по которой следуют туристы, совершающие поход).

Активная часть нитки маршрута - участок нитки маршрута, на котором заявленный вид туризма имеет место быть.

Разрыв активной части нитки маршрута - остановка без крайней на то необходимости в любом населённом пункте более чем на 2 дня. Также, разрывом считается использование на том или ином отрезке активной части нитки маршрута какого-нибудь вида транспорта, отличного от того, который используется в рассматриваемом виде туризма как определяющий собственно этот вид туризма. Например, для пешеходного туризма определяющим вид туризма "транспортом" являются ноги самих туристов. Необходимо отметить, что кратковременный разрыв активной части нитки маршрута по причине использования дополнительного транспортного средства допускается, но только в виде исключения. Разрыв активной части нитки маршрута приводит к разделению похода на два похода, их вместе нельзя считать одним походом той или иной категории сложности.

Кайло - так некоторые туристы называют ледоруб, но, по сути, кайло им не является - ледоруб сделан "по мотивам" кайла.

Жереп - альпийская (горная) сосна. Если вы задумали использовать жереп для костра, то у меня для вас плохие новости - жереп очень плохо горит.

Смэрэка - ель (ёлка) европейская/обыкновенная (лат. Picea abies).

Сыпуха - осыпной склон.

Налобник - фонарик, надеваемый на голову туриста. Это очень удобно.

Гуцульский километр - единица расстояния, используемая местным населением (гуцулами), проживающим на территории Украинских Карпат. Величина одного гуцульского километра варьируется от одного до нескольких километров системы СИ, по неизвестному принципу. Отсюда следует, что спрашивать у гуцулов расстояние до того или иного объекта - затея неблагодарная.

Колыба - деревянный домик в Карпатских горах, в котором летом живут пастухи, а во все остальные сезоны там останавливаются туристы. Нужно сказать, что туристы и летом охотно бы разбивали бивуаки в этих домиках, но пастухи дерутся топорами :) Домики для постоянного проживания называют в Украине хатами, а предназначенные для временного проживания - колыбами.

Полонина - альпийский луг.

Соло - понятие, которое применяется для акцентирования внимания на том, что поход был совершён не группой из нескольких туристов, а одним человеком (в одиночку). Говорят про "соло-поход", "соло-восхождение". Походы, совершённые как "соло", являются наиболее экстремальными.


Восхождение на вершину - выглядит это так:

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Такое восхождение является классикой для альпинизма и называется радиальным выходом на локальное препятствие (ЛП).


Радиальный выход (на вершину) выглядит так:

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Радиальным выходом принято называть маршрут, который проходится с возвращением по этому же маршруту к его начальной точке.

В данном случае маршрут восхождения к вершине и маршрут спуска с неё являются одним и тем же маршрутом.


Кольцевой выход (на вершину) выглядит так:

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

Кольцевым выходом принято называть маршрут, который проходится с возвращением к его начальной точке.

В данном случае маршрут к вершине и маршрут возвращения с неё - разные.


Траверс вершин(ы) выглядит следующим образом:

Philosophy of tourism Philosophy of tourism

(слева - траверс одной вершины, справа - траверс двух вершин горного хребта).

Траверс одной вершины в альпинизме не классифицируется.

Категория сложности в альпинизме может быть присвоена траверсу не менее двух вершин горного хребта, при этом спуск с предыдущей вершины должен происходить в направлении следующей, но не по пути подъёма, а спуск с последней вершины не учитывается.


Прохождение горного перевала выглядит так:

Philosophy of tourism Philosophy of tourism


Нитка линейного маршрута похода выглядит так:

Philosophy of tourism

Согласно документу ФСТУ про "Порядок классификации маршрутов туристских спортивных походов" от 8 декабря 2001 года (протокол №2, п.5, дополнение №1), основная часть нитки маршрута похода должна быть линейной или кольцевой, протяжённостью не менее 75% от установленной для рассматриваемой категории сложности похода и включать наиболее трудные препятствия (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Если нитка маршрута включает в себя радиальные и кольцевые выходы на препятствия, то в кольцевом выходе засчитывается вся его протяжённость и все препятствия, а радиальный выход засчитывается по протяжённости и препятствиям только в одном направлении.


А теперь немного философии...

Philosophy of tourism

(На фото: Я наблюдаю закат солнца на склоне горы Братковска/1788м, 01.05.2010)

Почему (1) и зачем (2) я хожу в горы?

1. "Самый первый поход в горы определяющий: либо ты заболеешь горами на всю жизнь, либо больше никогда в них не вернёшься." (Эдуард Востров).

2. "Горы калят характер, дают спартанское воспитание и, конечно, учат разбираться в людях." (Ю.М. Моисеев).

Горы способны сильно изменить человека, это совершенно иной мир и попадая в него, сложно остаться прежним.


--- 09.01.2012 - 25.10.2014 ---

Danger!

Альпинизм, горный и пешеходный туризм являются экстремальными видами деятельности и представляют опасность для жизни. Ошибки при работе со снаряжением, несоответствие ваших физических возможностей уровню сложности похода, неправильная оценка ситуации и принятие неверных решений могут привести к вашей гибели, а также к гибели других людей.


Начиная с 13.09.2011, Вы посетитель №5660
Эта страница сгенерирована за 0.003218 секунд
Страница взята с сайта http://voyager.in.chv.ua/
Copyright © Vladimir Zenko (voyager.cv), 2010-2017.

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика